Полная переборка КПП ВАЗ-2109

Для замены необходимо закупиться следующими вещами:

  • Сальники приводов — 2 штуки, там есть метки вращения, следовательно, нужен правый и левый. Сальник первичного вала — 1 штука, сальник на шток механизма переключения передач — 1 штука.

  • Синхронизаторы. Четыре или пять штук (по вашему желанию). Делают переключение передач приятнее и четче. Стоят не слишком мало, но поставить новые полезно.
  • Подшипники на первичный и вторичный вал (одинаковые, шариковые по 1 шт.).

  • Картонные прокладки, продаются комплектом прокладок для «восьмерки». Отдельно их найти трудно.

  • Гайки на валы (одинаковые для двух валов).
  • Винты крепления крышки и самоконтрящиеся одноразовые шайбы.

А также иметь в наличии специальные инструменты:

  • Ключ для того, чтобы законтрить первичный вал. В инструкции для этого есть специальное приспособление, однако можно сделать своими руками из диска сцепления, проточив лыски под ключ «на 30» — держит отлично.

  • Головка «на 32» с мощным рычагом. Усилие нужно не хилое.

  • Ударно-вращательная отвертка (крестовая)!
  • Две монтировки (или специальный съемник шестерней). Монтировками важно пользоваться аккуратно.
  • Много ненужных тряпок.

Приступим к разборке.

  • Протираем коробку от различных отложений сверху, чтобы не попало внутрь при разборке.

  • Отвинчиваем гайки картера КПП.

  • Контрим первичный вал и откручиваем гайку «на 32» с первичного вала, включаем передачу и откручиваем аналогичную гайку с вторичного. Чем ниже установлена передача, тем меньше становится нагрузка на шестеренки.

  • Снимаем пятую передачу целиком с вторичного вала. Для этого запихиваем плоские отвертки между крышкой подшипников (их пока не видно) и шестеренкой. При этом действуем осторожно, чтобы не повылезали сухари с шариками и пружинами. В принципе если это произойдет, не страшно. Но собирать задолбетесь.

  • Шестеренку пятой передачи стягиваем с первичного вала и затем откручиваем 4 винта (той самой ударно-вращательной отверткой, иначе можно слизать шлицы).
  • Если удалось, двигаем дальше. Снимаем стопорные кольца в проточках шарикоподшипников.

  • Откручиваем люк фиксаторов передач (штоки с 1 по 5) и вытаскиваем пружины и фиксирующие шарики.

  • Снимаем с коробки картер.

  • На вилках переключения есть винты. Откручиваем и снимаем штоки. Вынимать нужно в четкой последовательности, тогда все легко, без применения грубой силы.
  • Вынимаем передачу заднего хода. Сначала ось, затем шестерню.

  • Оба вала снимаются синхронно и одновременно.

  • Дифференциал не разбираем и вытаскиваем как есть (не теряя шестерни сателлитов).

С этим все.

Продолжаем. Первичный вал не трогаем, перебираем вторичный.

  • Берем тряпку и зажимаем вал в тиски (за шестерню главной пары).

  • Снимаем шестерню четвертой передачи (засунув 2 монтировки, стягиваем с вала равномерно).

Еще раз хочу обратить внимание, что муфта может рассыпаться, тогда понадобится не меньше 3-х рук, чтобы все это собрать должным образом. Поэтому нажимать на внешнюю ее часть с большой силой не стоит.

  • Снимаем остальные шестерни аналогичным образом. Необходимо лишь запомнить (а лучше разложить на ветошь) последовательность. Коробку собрать неправильно невозможно, но найти проблем и потратить кучу времени можно. Чтобы этого избежать помимо последовательности шестерней, запоминайте положение муфт, стопорных колец и шайб, полуколец.
  • Осматриваем муфты, если при стертых синхронизаторах на муфтах нет сколов и потертостей, все хорошо. Но если они в плохом состоянии (это точно так, если слышен скрежет в моменты переключения передач), нужно докупить ремкомплект муфт.
  • Заменяем старые синхронизаторы и собираем в обратном порядке. (Если хотите изменить число ГП, берите новый вал.)

  • Муфты и шестерни становятся на место с трудом, желательно использовать оправку (например, гильзу от амортизатора, трубу подходящего диаметра и пр.), чтобы хорошо стукнуть молотком.

Итак, к этому моменту должны быть собраны передачи с 1-й по 4-ю на вторичном валу, а пятая лежит сбоку. «Лишних» запчастей остаться не должно!

  • Теперь чистим картер КПП от болота, масла и прочей грязи. Самое ужасное место — отстойник под механизмом выбора передачи. Его нужно снять. Заодно можно поставить новый сальник (для его установки хорошо подходит ключ «на 32»).
  • Чтобы заменить шестерни дифференциала, необходимо лишь скрутить болты, снять старые и поставить новые. Никакой магии: )

Обратная сборка.

  • Если механизм выбора вытаскивали — ставим на место.

  • Картер КПП кладем на ровную поверхность и устанавливаем дифференциал (проследите за шестеренкой спидометра — она пластиковая, легко мнется).

  • Если вы думали вставить валы по очереди — даже не пытайтесь. Как вытаскивали в сборе, так и ставим обратно. В руках состыковываем их и запихиваем в нужные отверстия. Неправильно поставить невозможно — коробка не соберется.

  • Вилки и штоки ставим в обратном порядке. Коробка как ребус — нужен правильный порядок во всем, иначе просто ничего не лезет и не работает.

  • Если у вас получилось поставить вилки и штоки, но вы заметили, что винт крепления не попадает на посадочное место в штоке, поздравляю — снова все разбираем и переворачиваем вилку на 180 градусов. Шток пятой передачи остается торчать без вилки.
  • Осматриваемся. Еще ж шестерня задней! — Правильно. Ставим ее, а затем шток.

  • Все. Можно надевать крышку на картер коробки, предварительно все промыв и смазав герметиком. (Перед этим, рекомендую накинуть крышку, проверить закроется ли она, может что-то село не до конца.)
  • Ставим на место фиксаторы с прокладками.

  • Устанавливаем шарикоподшипники и стопорные шайбы. Прикручиваем сверху крышку.

  • На первичный вал надеваем шестерню пятой, а на вторичный шестерню и муфту. Тут единственный момент, где можно установить что-то неправильно — пластину на муфту пятой передачи надеваем так, чтобы сухари не повылетали!
  • Дальше все просто — закручиваем гайки валов и закрываем крышку пятой передачи (промазав герметиком). Закручиваем гайки.

Все готово. Удачи!

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.